«Беркут» в помощь «Соболю»

журнал "Автомобили"

Ралли-рейд – занятие чертовски увлекательное, хотя и очень рискованное. К примеру, редкий «Дакар» обходится без жертв. Конечно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Но мало кто знает, что победа в пустынной гонке зачастую зависит от того, как быстро вы накачаете колеса.

Текст и фото Савелий Петров

3

Рейд – гонка по бездорожью. На маршруте через пустыни, степи и горы ставят GPS-точки, через которые ты обязан проехать. Ставят их, ясное дело, в очень трудных местах. Например, где-нибудь на вершине бархана. Попробуй на него заберись. Каждый этап это несколько сот километров, и везде – газ в пол. Скорость порой под двести, и так до двух недель непрерывной гонки. Мало того, в отличие от классического ралли ты едешь с листа по незнакомому маршруту, по той легенде, что выдали тебе организаторы накануне старта.

Только и это еще не все. Успех в ралли-рейдах во многом зависит от своевременного регулирования давления в шинах на разных типах грунта. Если въехать в песок на колесах с высоким давлением, автомобиль может закопаться – жесткое колесо с малым пятном контакта быстро зарывается, автомобиль теряет скорость и застревает. Закопался, потерял минимум минут двадцать на то, чтобы отрыться. А на шинах с пониженным давлением по песку можно катиться словно по асфальту. 

7-june-2018 2-june-2018

Но если на полуспущенных колесах ехать по твердому грунту, растет риск разбортовать или повредить шины. В степи на таких колесах автомобиль будет медленно разгоняться, плохо управляться, его начнет заносить и мотать на высоких скоростях. Не гонка, а сплошное мучение. Так что после песков нужно непременно остановиться и поднять давление в шинах. Но ведь это тоже потеря драгоценных минут! 

Понятно, что бегать с компрессором от колеса к колесу во время соревнования, когда у тебя каждая секунда на счету, не то что минута, не слишком удобно. Необходима стационарная система подкачки шин на базе компрессора с ресивером. Она позволяет накапливать воздух во время езды и при съезде на новый грунт качать колеса, не включая компрессор. Таким образом, время на подкачку сокращается в разы. А если сделать систему с выходами воздуха по обе стороны автомобиля, то пилот и штурман одновременно могут накачивать колеса, экономя еще больше времени.

Вот такую систему из двух компрессоров, двух ресиверов и автоматики технические специалисты Berkut разработали для машин команды «ГАЗ Рейд Спорт». 

4-june-2018 3-june-2018

Выбор компрессоров – Berkut PRO-20 – был основан, прежде всего, на их компактности и надежности в работе с ресивером: компрессоры оснащены шлангом высокого давления в стальной оплетке, обратным клапаном и тепловой защитой, которая отключает его при перегреве. Компрессоры устойчивы к перепадам температур и хорошо защищены от воды и пыли – а пыль в рейдах всегда столбом, так что иные компрессоры не выдерживают и двух дней. Без компрессора, считай, слил гонку: ни спуститься, ни накачаться. «Беркуту PRO-20» подобный конфуз не грозит. Кроме того, модель отличается минимальным потреблением электричества. В качестве резервуаров для воздуха выбрали два легких алюминиевых ресивера на 10 литров – AT-10AL. Общего объема в 20 л хватит для подкачки всех колес во время гонки. Для лучшей компоновки ресиверы установили под углом на каркасе безопасности, а компрессоры смонтировали на раме автомобиля. Важное преимущество ресиверов – малый вес: всего по 2,5 кг каждый. Просто пушинки! Ведь у конструкторов гоночной машины каждый грамм на счету. 

Воздух от системы Berkut подается и на мощный пневмосигнал гоночного болида. Думаете, пустяк? Да ведь без громкого сигнала в гонке – как без рук. Как предупредить зрителей, чтобы расступились и отошли на безопасное расстояние? Только паровозным гудком! Обгоняемый соперник услышит мощный сигнал издалека и выберет безопасную зону, чтобы пропустить вас вперед. Наконец, чем приветствовать болельщиков на старте или финише? Тоже клаксоном. 

6-june-2018 5-june-2018

Инженеры «ГАЗ Рейд Спорт» установили систему на новый гоночный «Соболь 4х4». И в первой же гонке «Золото Кагана», на втором этапе чемпионата страны автомобиль занял пятое место в зачете «Рейд спорт» и привез третье командное место.

Как признается капитан команды Вячеслав Субботин, время, потраченное на подкачку, значительно уменьшилась, увеличилась средняя скорость прохождения спецучастков, машина стала более сбалансированной, легче управляется.

Пока это первая машина команды, укомплектованная новейшим пневмокомплексом Berkut, но в будущем предполагается установка системы на все раллийные автомобили. 

8-june-2018

 

Рассказать друзьям!