«Дубинка с давлением».
Субкомпактные компрессоры для вело и мототехники

Сверхминиатюрные компрессоры для шин двухколесной и иной малой вело- и мототехники – отдельный жанр, и мало кто из производителей, набивший руку на обычных компрессорах, берется за выпуск таких устройств. Какие у них достоинства, недостатки и где находится предел возможностей?

Если попросить среднестатистического водителя изобразить пантомимой габариты воображаемого автомобильного компрессора для подкачки колес, то он покажет руками нечто, по размерам приблизительно напоминающее кирпич, плюс-минус. И в целом эти габариты действительно соответствуют большинству моделей компрессоров среднего класса, представленных в продаже.

Однако некоторое время назад в широкий ассортимент многочисленных «кирпичей» начали вливаться субкомпактные устройства, среди которых особняком стоит цилиндрический форм-фактор . Речь об электрических компрессорах, по виду и габаритам практически идентичных классическим велосипедным ручным насосам, поскольку и предназначены они в первую очередь для вело- и мототехники. Попробуем разобраться в устройстве, возможностях и практике применения таких гаджетов на примере двух моделей от BERKUT.

ВЕЛОКОМПРЕССОР BERKUT VL-1010

BERKUT VL-1010 — это переносной велокомпрессор серии BERKUT Specialist

В отличие от авто или мототехники, велосипед не имеет источника энергии (олдскульные «динамки» на колесе и батарейки для навесной светотехники – не в счет). Поэтому компрессор для велосипедистов — это совершенно автономное устройство, оснащенное собственным аккумулятором!

Корпус гаджета – сверхкомпактная алюминиевая «дубинка» диаметром 30 мм и длиной 250 мм. Трудно поверить, что внутри разместился электродвигатель с редуктором, компрессорный блок в виде цилиндра с поршнем и кривошипом, 12-вольтовый аккумулятор с электроникой контроля зарядки от USB и мощный диодный фонарь подсветки рабочей зоны. Чтобы не переусложнять конструкцию и не увеличивать ее габариты круглым стрелочным или цифровым манометром, индикатор давления в BERKUT VL-1010 имеет линейную шкалу и встроен непосредственно в шланг. Сам шланг в свою очередь оснащен наконечником для ниппелей классического автомобильного стандарта и комплектуется переходником велосипедного формата «presta». А идущее в комплекте крепление-«ножны» позволяет надежно закрепить компрессор на раме велосипеда или на обшивках рамы скутера.

Велосипедная сущность устройства, отраженная в его названии – это больше перестраховка. Ничто не мешает использовать BERKUT VL-1010 для скутера или даже мотоцикла. Тем более, что рабочее давление в колесах велосипеда обычно заметно выше, чем у большинства мопедов или байков. Перегрузить и тем самым испортить компрессор применением на любой моторизованной двухколесной технике невозможно, поскольку он спокойно развивает давление до 8 атмосфер, заведомо больше того, что требуется.

Автономный аккумуляторный вариант удобен, помимо велосипедов, в том числе для:

— легкой мототехники заводящейся от кик-стартера и не имеющей ни аккумулятора, ни 12-вольтового гнезда в бортсети;

— мототехники, имеющей аккумулятор, но с недостаточной мощностью, не позволяющей подключить к нему автомобильный компрессор;

— ретро-мототехники с бортовой сетью с напряжением 6 вольт, к которой не подключить 12-вольтовый компрессор.

Впрочем, главное – это ресурс работы на одном заряде аккумулятора. И он вполне себе впечатляющий. На полном заряде батареи VL-1010 способен накачать с нуля до нормы шестнадцать 20-дюймовых велоколес, четыре 12-дюймовых скутерных колес и даже поднять давление до вполне пригодных для передвижения в аварийном режиме 1,6 бар в полностью спущенном 15-дюймовом автомобильном колесе. Хотя последнее – это, конечно, не рекомендуемая производителем задача для устройства, а скорее стресс-тест.

 Габариты — 250 мм в длину и 30 мм в диаметре

● Масса — 400 граммов

● Максимальное давление — 8 бар

● Максимальная производительность — 10 л/мин

● Питание – встроенный аккумулятор

● Время непрерывной работы на одном заряде батареи — 7-8 мин

BERKUT VL-1010 — это переносной велокомпрессор серии BERKUT Specialist

Кстати, тот BERKUT VL-1010, что сейчас продается – это уже вторая ревизия, отличающаяся от первой способом зарядки! Раньше этот велокомпрессор заряжался от собственного сетевого адаптера с напряжением 14 вольт и специфическим штыревым разъемом, но такое решение было неоптимальным, поскольку зарядить аккумулятор насоса можно было, лишь имея при себе родной оригинальный адаптер и находясь возле розетки 220 вольт. Сейчас же VL-1010 заряжается от любого USB-гнезда (а том числе и от пауэрбанка), поскольку добавленный внутрь электронный преобразователь делает из пяти вольт – четырнадцать.

Плюсы:

— Полностью автономен и оптимален не только для велосипедистов, но и для владельцев скутеров и иной простой мототехники, не имеющей 12-вольтового гнезда.

— Комплектуется надежным кронштейном-держателем.

— Заряжается от любого USB-источника.

Минусы:

— Для сохранения литий-ионной батареи нежелательно держать устройство вместе с техникой в неотапливаемых гаражах зимой.

МОТОКОМПРЕССОР BERKUT MT-1000

Сверхкомпактный компрессор BERKUT MT-1000, работающий от сети 12 V

Для мототехники, у которой имеется свободный доступ к аккумулятору, и тем более – есть 12-вольтовое гнездо типового стандарта под «прикуриватель» или мотоциклетный коннектор MiniDIN, более рационален компрессор-«дубинка», получающий питание по проводу от бортовой электросети транспортного средства. Такой, как мотокомпрессор BERKUT MT-1000.

Конструктивно MT-1000 идентичен велосипедной модели VL-1010: он имеет тот же диаметр, но в длину даже значительно короче, поскольку внутри отсутствует блок аккумуляторов. При этом у MT-1000 немного выше производительность в литрах в минуту, и чуть больше допустимое время работы, которое ограничивается не временем разрядки аккумулятора, а самим пользователем во избежание перегрева. А вот развиваемое максимальное давление – такое же – 8 атмосфер/бар

Питается MT-1000, как уже сказано, от 12 вольт бортсети вашей мототехники. И для него предусмотрено три типа подключения:

– штекером в стандартный автомобильный прикуриватель;

– штекером в специальный мотоциклетный прикуриватель стандарта MiniDIN, которые применяется на мотоциклах BMW, KTM, Ducati и некоторых других, для чего нужно снять со штекера в обычный прикуриватель специальный переходничок-втулку;

– непосредственно к аккумуляторной батарее с помощью идущего в комплекте переходника с «крокодилами».

Как и у велосипедной беспроводной модели у BERKUT MT-1000 имеется круговая (не дающая тени) подсветка рабочей зоны на торце со стороны выходного штуцера, шланг с интегрированным линейным стрелочным манометром и переходник для велониппелей Presta. А вот кронштейна-держателя в комплекте нет – только тканевый чехол-мешочек.

● Габариты — 177 мм в длину и 31 мм в диаметре

● Масса — 260 граммов

● Максимальное давление — 8 бар

● Максимальная производительность — 11 л/мин

● Питание – 12 вольт от прикуривателя или от клемм аккумулятора

Время непрерывной работы без перегрева — 9 мин

Сверхкомпактный компрессор BERKUT MT-1000, работающий от сети 12 V

Допустимое по инструкции непрерывное время работы в 9 минут превышать не следует. А следующий 9-минутный цикл можно начинать лишь после 15-20 минут остывания. Знать и помнить эту информацию владельцу компрессора нужно, но для мотоциклиста она не имеет существенного практического значения, поскольку полностью спущенное мотоциклетное колесо BERKUT MT-1000 накачивает за 1,5-4 минуты, что гораздо меньше предельного времени. Причем четыре минуты — это для широченных колес дальнобойных круизеров!

Кстати, несмотря на то, что позиционируется MT-1000, как мотокомпрессор, его нередко приобретают и автомобилисты, ценя за компактность, позволяющую разместить насос в бардачке или кармане двери. Устройство отлично справляется и с автомобильными шинами малого и даже среднего диаметра – от R12 до R15. Накачать с нуля четыре колеса автомобиля для MT-1000, конечно, задача невыполнимая — просто не для того он спроектирован! Однако довести до нормы колесо, спущенное в ноль из-за прокола — вполне возможно. Шина R15 качается 8-9 минут, что вполне допустимо. И уж тем более не проблема подкачать для сезонного выравнивания давления все четыре «баллона»! А, собственно, этим и ограничиваются 99% потребностей автомобилиста в городской повседневности.

Плюсы:

— Подходит для большинства скутеров, мотоциклов и квадроциклов, и даже (с оговорками!) для автомобилей малого класса

— Максимально компактный и легкий для производительности в 8 бар и 11 литров в минуту

— Можно хранить вместе с мототехникой в неотапливаемых помещениях в зимний сезон.

Минусы:

— Нет автоматического отключения при перегреве, и пользователю необходимо помнить о безопасном времени непрерывной работы не более 9-10 минут

ВНИМАНИЕ К КОНСТРУКТИВУ!

Проектирование субкомпактных компрессоров-«дубинок» гораздо более трудозатратно, а требования к качеству их изготовления и сборки – гораздо выше, чем к компрессорам полноразмерной конструкции. В цилиндрических компрессорах все детали достаточно миниатюрные, пространства для охлаждения – минимум, а режимы работы весьма жесткие, поскольку даже столь компактный прибор качает, как никак, 8 атмосфер, что весьма немало! Поэтому ответственность на компонентах и материалах – двойная, и от них зависит надежность и продолжительность работы устройства.

Главный модуль, имеющийся и в BERKUT VL-1010, и в BERKUT MT-1000, – моторно-насосный блок. Все, что находится между поршнем и двигателем, в силу особенностей конструкции работает без обилия консистентной и тем более – без жидкой смазки. Поэтому в узле шатуна находятся надежные подшипники, а не разбивающиеся со временем скользящие втулки. Шестерни редуктора выполняются из таких материалов и с таким качеством обработки и покрытия, чтобы при трении практически насухую они не шумели и долго работали без износа, а ведомая обладает противовесом-эксцентриком, чтобы свести к минимуму вибрации. В свою очередь материалы цилиндро-поршневой группы держат компрессию и в мороз, и в жару, эффективно отводят тепло, которого немало выделяется при работе, равномерно и синхронно переносят температурные колебания в широких пределах, не вызывая ни подклиниваний, ни наоборот, избыточных зазоров. Плюс механизм надежно защищен качественными резиновыми кольцевыми уплотнителями – поскольку при работе поршня в подпоршневом пространстве возникают колебания давления, и без уплотнителей туда может засасываться пыль из атмосферы, способная быстро износить редуктор, подшипники шатуна и поршневого пальца.

VL-MT_Поршневая группа с мотором в сборе

Особыми характеристиками обладает и аккумулятор. Литий-ионные ячейки эконом-варианта тут не подходят, ибо в подобном устройстве от них требуется умение отдавать большие токи и безболезненно переносить высокие температуры, обусловленные саморазогревом батареи при работе и нагреве ее извне, от двигателя.

Аккумулятор велокомпрессора BERKUT VL-1010

Прочие компоненты также не терпят экономии «на спичках». Из качественного стеклонаполненного полиамида делается «рама» для батарей, проводка имеет достаточное сечение, чтоб не перегреваться и не вызывать потерь напряжения, контакты кнопки должны выдерживать большие токи.

***

Друзья, эта публикация подготовлена для того, чтобы вы могли понять, что находится внутри наших компактных компрессоров, и насколько они ответственно спроектированы и изготовлены. Бренд BERKUT занимается компрессорами с 1992 года и разрабатывает все свои модели с учетом огромного массива накопленного опыта, качества комплектующих и высокого уровня сервиса.

Следите за дальнейшими публикациями! Наш фирменный интернет-магазин — BERKUT.SHOP