Зов Заполярья

журнал "Автомобили"

Стоит вам однажды побывать на севере, и он больше не отпустит вас никогда. Так случилось и со мной. В этом году летний отпуск мы снова решили провести на краю земли.

Текст и фото Павел Костюрин

DSCF2781

ГОТОВИМСЯ К ПОЕЗДКЕ

Над маршрутом думали долго и составили его таким образом, чтобы побывать в самой южной точке Кольского полуострова – аметистовом берегу Белого моря и добраться до самой северной точки европейской части России – мыса Немецкий на полуострове Рыбачьем.

Мысли о Кольском теперь преследовали меня повсюду. Когда ехал на работу и видел в потоке машин 51-й регион Мурманской области; когда перелистывал фотографии в телефоне, сделанные год назад в Териберке; когда брал в руки камни, привезенные с берега Баренцева моря…

Подготовка машины заняла несколько месяцев. Я установил лебедку, сделал большое ТО и самое главное – встроил пневмосистему!

IMG_9953

ПНЕВМОСИСТЕМА BERKUT

Для установки пневмоситемы на Штирлица я выбрал, конечно же, компрессор, ресиверы и комплекты подключения от Berkut. Система нужна была в первую очередь для удобной подкачки воздуха, которого теперь в двух ресиверах целых 20 литров под давлением 10 атмосфер. Для движения по глубокому снегу, сыпучему песку или по каменистой дороге неизбежно приходится спускать шины, поэтому вопрос быстрой подкачки был очень актуален – представьте, сколько обычно требуется времени, чтобы накачать колесо диаметром 35 или 37 дюймов. Быстроразъемное соединение для подключения аккуратно вывели с двух сторон в проеме передних дверей. Теперь не нужно открывать капот, чтобы подключить компрессор к клеммам аккумулятора, не нужно мучиться с коротким шлангом, которого с трудом хватает, чтобы дотянуться до всех четырех колес.

DSCF2796

АМЕТИСТОВЫЙ БЕРЕГ

Тысячи километров позади. Неровности на дороге вытряхивали из нас остатки спокойствия. Пришлось остановиться и достать манометр с дефлятором Berkut ADG-031, чтобы снизить давление в шинах до одной атмосферы. Благо грязевая резина Nitto Mud Grappler позволяла это сделать без риска разбортироваться. Быстро накачать колеса теперь не проблема, а комфорта – значительно больше.

Терский берег в районе мыса Корабль называют аметистовым берегом. Раньше аметисты здесь добывали промышленным способом, но уже несколько десятилетий разработки не ведутся. Конечно, крупных аметистов тут уже давно нет, зато полно маленьких красивых камней. Попадаются они всех цветов, от стандартного сиреневого до глубокого черного.

В солнечную погоду скалы мыса сверкают, пуская многочисленными кристаллами солнечных зайчиков. Незабываемое зрелище!

IMG_3449

МЫС НЕМЕЦКИЙ

Конечной точкой нашего маршрута был мыс Немецкий. Дороги на полуострове Рыбачьем идут прямо через каменистую тундру, пересекая глубокие лужи и небольшие речушки. И снова мне пришлось снизить давление в колесах. Только после этого я отважился штурмовать скалистые подъемы, покрытые россыпью булыжников.

1_DSCF3101

Но вот тундра неожиданно отступила, мы миновали небольшую речку и оказались
на мысе Немецком. Ура, добрались!

Так вот он какой – край земли. Вокруг царил туман, временами завывал холодный, пронизывающий ветер. Вдоль берега возвышались огромные камни, омываемые темными водами Северного Ледовитого океана. Казалось, из-за них на тебя кто-то пристально смотрит и хочет съесть. Не самое приятное чувство, скажу я вам. Интересно, как здесь зимой? Именно этот вопрос пришел мне в голову, когда я стоял на мысе Немецком и смотрел в эти темные воды…

DSCF2787

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Прошел уже месяц, как я вернулся из экспедиции. Я достиг своей цели, настала пора думать о других маршрутах. Но не могу, до сих пор живу яркими воспоминаниями растаявшего отпуска, чувствую запах соленых ветров и ощущаю хруст ягеля под ногами. Как быть? Ответить на зов заполярья?

Без имени-1

Рассказать друзьям!