Новый маршрут до Чукотки

журнал "Автомобили"

Команда из 6 человек стартовала 25 февраля из Иркутска, поставив перед собой амбициозную цель. Нужно было добраться до самой северной точки Чукотки – мыса Шелагский. Только не на гусеничных вездеходах, а на обычных легковых машинах.

Текст Александр Еликов / фото Александр Коваль

1

Идея первыми в истории доехать зимой на внедорожниках до мыса Шелагский давно сидела у меня в голове. Это не только знаковая географическая точка – на находящейся неподалеку заброшенной метеостанции Валькаркай снимали фильм «Как я провел этим летом». Разве не интересно почувствовать себя героем полярного триллера?

2

Несмотря на неудачные попытки наших предшественников, мы чувствовали, что добраться туда можно. Детально изучили погодные условия региона, ледовую обстановку и прибрежный рельеф, и решили не заниматься никакой внедорожной подготовкой, а проехать на абсолютно стандартных вседорожниках. Для этого выбрали серийные автомобили «Тойота»: я был за рулем «Хай-Лакса», «Форчунер» пилотировал руководитель и организатор проекта Богдан Булычев. Дополнительно установили лишь свет, чтобы улучшить видимость полярной ночью, и преобразователи напряжения с 12 на 220 вольт, чтобы можно было подключать электроприборы. Словом, создали условия для комфортного проживания.

3

Путь к заветной цели пролегал через торосы и трещины по льду озера Байкал, вдоль Байкало-Амурской магистрали, по холодной республике Саха (Якутия), суровому зимнику Арктика – единственной дороге на Чукотку, изобилующей переметами и наледями, к самому северному городу страны Певек. Оттуда на север уже никаких дорог не было. Почти полностью стравив давление в шинах, мы выехали сначала на лед Восточно-Сибирского моря, а потом на перешеек полуострова Шелагский. Двигаться на минимальном давлении по целине и торосам нам позволили покрышки Nokian. Местами приходилось двигаться ходом.

4

5

На таком давлении – около 0,3 атм, неизбежны пробои покрышек до диска. И что удивительно, мы дважды за поездку повредили легкосплавные диски, но покрышки остались целыми! Следить за давлением мы доверили манометрам с дефляторами и компрессорам Berkut – R20 и R24. У нас уже был положительный опыт во время прошлогодней поездки на Диксон, когда мы по стечению обстоятельств уехали в тундру с одним самым маленьким компрессором из линейки Berkut R17. И он, бедняга, в течение месяца по многу раз за день качал колеса двух вседорожников при температурах до -60! После этого не доверять «Беркуту» у нас не было оснований.

6

7

Опыт и точный расчет нас не подвели. Пройдя большую часть от Певека по льду Восточно-Сибирского моря, найдя проход между сопками на побережье, протоптав снежную целину и несколько раз встретившись нос к носу с белыми медведями, мы достигли цели – на мыс Шелагский и на полярную метеостанцию Валькаркай впервые ступило колесо стандартного легкового автомобиля. Отныне на карте появился еще один зимний экстремальный внедорожный маршрут, по которому уже поехали автопутешественники.

8

Сейчас наша команда RGOEXPO опять отправилась на Чукотку, но на этот раз до недосягаемого Уэлена, до самой восточной точки Евразии, где через Берингов пролив видны огни Аляски.

Следить за передвижением экспедиционной группы можно в инстаграмах: @rgoexpo.ru, bogdee, @a.elikov, evgenyshatalov

Еще немного фото с экспедиции на Чукотку:

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19