BERKUT поучаствовал в «Байкальской миле 2023»

В этом году в соревновании на скорость на льду «Байкальская миля» принимала участие спортивная команда ГАЗ Рейд Спорт, техническими партнерами которой является торговая марка BERKUT. Мы решили рассказать, как это было, а также поделиться красивыми фотографиями с гонки.

Это уже пятая «Балтийская миля». Первая была в 2019-м году. Организаторы за образец взяли гонки на высохшем озере Бонневиль в штате Юта (США). Идеально ровная поверхность – именно то, что нужно для таких соревнований! Впервые гонки на Бонневиле прошли в очень далеком1896 году и с тех пор энтузиасты скорости приезжают на него регулярно. Причем участники не воспринимают друг друга соперниками. Они не столько соревнуются между собой, сколько со временем. Множество различных категорий, поэтому часто в каждой – только один участник.

Основная цель улучшить результат (часто – свой) и показать лучшее время! Гонки проходят с мая по октябрь. Самые значимые – Неделя скорости в августе и Мировой финал в октябре. Самое важное на Соли (так называют Бонневиль между собой) — общение с единомышленниками. С которыми интересно говорить не только о скорости и машинах, но и вообще про жизнь!

Может быть Байкал в чем-то и уступает Бонневилю. Но в чем-то явно превосходит.

— Мы привезли на Байкал четыре машины, — рассказывает руководитель команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин. Наша спортивная ГАЗЕЛЬ NN выступает в разряде подготовленного легкого коммерческого транспорта (LCV пикап) с наддувным дизельным двигателем объемом до 3.0 л. Напомним, установлен Cummins 2.8, 200 л.с.
Спортивный ГАЗ САДКО NEXT выступает в категории LDTV – среднетоннажный полноприводный грузовик с объемом двигателя до 5.0 л.
И наши две заводские новинки.
ГАЗ Валдай NEXT –выступает в зачете среднетоннажных грузовиков бескапотной компановки с объемом двигателя до 4.5 л (дизель наддув).
Соболь NN –выступает в разряде вэнов и небольших фургонов с двигателем до 3.0. Мы привезли на Байкал абсолютно серийный Соболь NN и он вызывает большой практический интерес у участников как одно из лучших предложений в своем классе.

Давление колес – всегда важный параметр, а для установления рекордов скорости – особенно. На спортивной ГАЗЕЛЬ NN установлена система подкачки колес «Беркут», состоящая из профессиональных компрессоров BERKUT PRO-22 и алюминиевых ресиверов. Для спортивной машины это необходимость. На соревнованиях по ралли-рейдам часто приходится снижать давление и затем возвращать его к рабочему показателю. Например, со стандартных 2.5 атм при въезде в серьезные пески нужно сброситься до 0.5 атм и при выезде на твердое покрытие вновь надуть колеса. На соревнованиях важна каждая секунда, поэтому без ресиверов не обойтись.
Длина трассы Байкальской мили — 1642 метра, что соответствует самой глубокой точке Байкала. Три расходящихся трассы с полосой торможения. Так же отдельные трассы на 1/8 мили, на которых проходят парные соревнования. Байкальский лед вроде бы выглядит ровным, но это не так. Трассы заранее готовят, максимально выравнивают.

— У нас спортивные автомобиля, подготовленные для соревнований по ралли-рейдам, — пояснил руководитель спортивного отдела ГАЗ Михаил Шкляев. Что такое ралли-рейды? Это передвижение по полям, пескам и грунтовым дорогам. Поэтому максимальная скорость – далеко не самый важный параметр для наших машин. На большой трассе длиной 1642 м мы отстаем от лидеров, зато на 1/8 миле обгоняем практически всех соперников! На ГАЗ Валдай 4х4, специально созданном для Байкальской миле, мне приходилось искать желающих погоняться на 1/8!

В 2023 году на Байкал прибыло 90 пилотов, 41 команда и более 60 единиц самой разной техники.

— На спортивных машинах у нас установлены пневмосистемы BERKUT, — рассказывает пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Игнатов. — Для подкачки нового ГАЗ Соболь NN используем компрессор BERKUT Spec 19. Классный аппарат! Интегрирован в кейс в стиле милитари. Электронное табло. Достаточно установить нужное давление — компрессор сам отключается после достижения верного показателя. В ходе соревнований постепенно увеличивали давление в шинах, тем самым снижая сопротивление качению. Наш лучший результат на спортивной ГАЗЕЛЬ NN – 153,6 км/ч. Для ралли-рейдового автомобиля – скорость высокая!

В абсолютном зачете основными соперниками стали три команды. «Теслакарсбай» из Минска на Tesla Model S Plaid. Команда «Падонки инжиниринг», они же «пАдонки Мира» на очень интересном аппарате, оснащенном реактивным двигателем от ЯК40 и имеющим название, понятное только русскому глазу и уху – 100як. Они, кстати – действующие чемпионы Байкальской мили с результатом 283,766 км/ч. И команда из Владивостока StealthPCM на Toyota Mark II. Tesla периодически вырывалась вперед, но в итоге заняла третье место с результатом 258,4 км/час. Основная борьба шла между «Падонки инжиниринг» и StealthPCM. Спортивная Toyota Mark II внешне практически не отличается от обычной машины, но существенно переделана в технической части: установлен двигатель 2JZ GE, на котором заменили шатуны, поршни, распредвал, впускной и выпускной коллекторы. Установлена турбина с потенциалом в 1200 л.с., интеркулер, масляный кулер и пр. Владельцы заявляют, что сейчас машина развивает более 1000 л.с. Специально для этой машины сделали бортовой компьютер российской разработки от команды Stealth PCM, который управляет мотором и автоматической коробкой. Каркаса безопасности нет, салон стандартный. Вес автомобиля — 1530 кг. Ранее машина принимала участие в чемпионате Владивостока по драг-рейсингу, а также выступала в Находке и Хабаровске. Причем Toyota Mark II приехала на Байкал своим ходом. В передпоследний день соревнований они продемонстрировали рекордную скорость в 274,9 км/час после чего у них прямо на спортивной трассе вышел из строя мотор. Так что в финальный день они не гонялись, а только наблюдали за соперниками. Впрочем, у тех тоже было не все хорошо. 100як не хотел заводиться и Падонки призвали на помощь потусторонние силы: будучи на Байкале – месте силы в некоторых религиях — ходили вокруг 100яка с бубном. И вроде бы духи Байкала смилостивились – ветер утих и результаты на спортивной трассе стали улучшаться. Большинство участников вечером финального дня прибавили к личному рекорду около10 км/ч. Уже под занавес соревнований на трассу выкатили 100як. Он наконец-то завелся стартанул. Как стартанул — рекорд 283 км/ч. Падонки уже праздновала победу! Оказалось, что зря! 100як пересек стартовую линию на 3 мин позже официального окончания соревнований и результат не был засчитан!
В результате Чемпионом Байкальской мили 2023 стал Аркадий Романчук из Владивостока на Toyota Mark II !